Испытание осознанностью.

Как не перепутать осознанность с самонаблюдением и контролем.
4 типа осознанности.
С осознанностью как с любовью – сколько людей, столько определений.

Для психологов, философов, эзотериков и мистиков осознанность - не одно и то же. Рассмотрим эти 4 разных подхода:

1. Осознанность по отношению к внешнему миру
2. Осознанность по отношению к внутреннему миру
3. Осознанность как очищение ума
4. Осознанность как разоблачение ума

Первый тип осознанности - по отношению к внешнему миру.

Наибольшее распространение осознанность по отношению к внешнему миру имеет среди психологов и философов.
Чтобы «стать осознанным» психологи предлагают нам взять ответственность за свою жизнь в свои руки.
Например, нужно быть ответственным за свои отношения, свою работу, свои деньги, свое здоровье и интеллект. Второй пример – отслеживать и не употреблять фразы-паразиты вроде «ничего себе, с ума сойти» и т.д.

Психологи под осознанностью понимают сознательность, т.е. контроль за поведением и речью.

Потому что сознательность - это умение и способность правильно понимать и оценивать окружающее.
Быть сознательным в отношениях или в здоровье подразумевает «правильно понимать и оценивать».
Забегая вперед, изюминка осознанности – это побуждение быть максимально свободным от концепций и систем.
Психологическое знание обычно предлагает «лучшую» модель жизни, отношений, реализации, вместо старой неправильной.
Но замена старого на новое никак не относится к осознанности. Это характеризует уровень нашей сознательности - осмысленно делать выбор.


Говоря об осознанности по отношению к внешнему миру, философы поднимают вопросы границ добра и зла, этики и морали, религиозных и социальных процессов, рассуждают о недопустимом и допустимом.

Например, можно ли вмешиваться в геном человека и куда это приведет – к благу или катастрофе homo sapiens?

И снова в мышлении философа происходит акт сознательности – он рассматривает концепции, критикует их, проверяет на прочность. Сознательность философа имеет больший, в сравнении с психологом, охват, но принцип сохраняется.

Поэтому говоря об осознанности по отношению к внешнему миру – мы подразумеваем сознательность.
Путешествие в осознанность – это поход вглубь, к идеям и качествам ума, к исследованию механизмов ума.
Второй тип – осознанность по отношению к внутреннему миру.
Здесь преуспевают психологические системы, разворачиваются во всю силу философы и пытаются практиковать эзотерики.

Вы знаете, что осознанность начинается с самонаблюдения. Есть много психологических техник, которые помогают наблюдать за собой.
Рефлексия нам дает возможность, как минимум, познакомиться с тем, что мы чувствуем эмоционально и физически.

Философия имеет инструмент вопрошания, который используется тысячелетиями. Это три фундаментальных вопроса:
1. Кто я?
2. В каком мире я нахожусь?
3. Зачем все это?

Самопознание современный философ осуществляет с помощью интеллектуальных практики. В отличие от философа эпохи античности, который не ленился практиковать созерцание и телесные техники. Последний ближе находился к мистикам. Поэтому современный философ только задается экзистенциальными вопросами, а античный получал на них ответы.

Самое незавидное положение у «осознанности» среди эзотерического сообщества. Каждый эзотерик сам себе специалист, гуру и критик – поэтому осознанность превращается в фантазии о других цивилизациях, работу с астральным телом и принуждение себя к "добру".

Эзотерики довольно лояльны к разным способам "расширения" сознания, поэтому осознанность пытаются добыть в триповых путешествиях...

Эзотерическое знание не допускает критики со стороны других знаний - это создает оторванность от общей действительности. Мы получаем сплав из фантазий, инфантильных идей и галлюцинаций от психоактивных веществ.
Что такое осознанность?
Нам поможет понять Махасатипаттхана сутта - большая сутра об основах осознанности.
«…монах отслеживает тело в теле, пылко, бдительно и осознанно, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе;
- он отслеживает чувства в чувствах, пылко, бдительно и осознанно, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе;
- он отслеживает ум в уме, пылко, бдительно и осознанно, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе;
- он отслеживает качества ума в качествах ума, пылко, бдительно и осознанно, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе».

Третий и четвертый типы осознанности - очищение ума и просветление.

Как вы можете заметить, все действительно начинается с рефлексии, но имеет продолжение в виде разоблачения ума как механизма.

Этим занимаются духовные практики, такие как тибетский буддизм, дзен или современная система практика - Интегральное самоисследование.

В осознанности по отношению к внешнему или внутреннему миру (1-й и 2-й типы) человек работает с производными своего ума – это реакции, эмоции, чувства, мысли, состояния и т.д.

Это скорее развитие в себе сознательности и способности осмыслять выбор.

Для искателя осознанности критически мало отслеживать ощущения, эмоции, фразы и реакции – это периферия практики, которая никогда принципиально в личности ничего не изменит. Изменения приходят только после системной многоуровневой практики.

Осознанность (3-го типа, как очищение ума) – это практика полного очищения ума от травматического опыта, расфкисирование убеждений и догм в Аналитической области психики, освобождение от противостояний с бессознательным.

Это глубинное преобразование личности и подготовка ко встречи с надличностным.

Сама практика очищения ума – это процесс, в котором уходят жесткие конструкции внутреннего мира.
Осознанность как очищение ума(3-й тип) естественно проводит человека к осознанности (4-го типа) - к просветлению.

Исследование источника ума - это мистическая практика, мы подходим к Причине себя и мира.
В различных традициях под Источником имеют ввиду Дзен,Абсолют, Бог, Дао, Параатман, Присутствие Шивы, Ригпа, Сознание и т.д.

Чтобы добраться к этому источнику нужна предельная чистота ума, поэтому третий и четвертый тип осознанности проходят параллельно.

Путешествие в осознанность – это поход вглубь, к идеям и качествам ума, к демонам подсознания, к исследованию и разоблачению ума.

Последнее - сердцевина практики осознанности, которая ведет к просветлению.
Мастер аналитических духовных практик,
автор техник работы с бессознательным,
тренер фестивалей по саморазвитию.
Автор статьи: Дарья Бессонова
Больше про
Интегральное самоисследование